Автоматическое включение резервных линий низкого напряжения
На рисунке 1 приведена схема одностороннего АВР на контакторах. Нормально контактор рабочего источника питания К1 включен и удерживается во включенном положении своей удерживающей обмоткой, а контактор резервного источника питания К2 отключен. В случае исчезновения напряжения на рабочем источнике питания удерживающая обмотка К1 остается без напряжения и контактор отключается. При этом замыкается его вспомогательный контакт БК1 в цепи удерживающей обмотки К2. Последний включается и подает напряжение на шины подстанции. После восстановления напряжения на рабочем источнике питания контактор К1 включается и отключается контактор К2, разрывая своим вспомогательным контактом БК1 цепь его удерживающей обмотки. Таким образом, АВР автоматически восстанавливает питание подстанции от рабочего источника и отключает резервный. Электрическая схема АВР выполнена так, что одновременное включение обоих контакторов исключается. Однако для большей надежности между контакторами выполняется механическая блокировка. Для отключения контакторов и шунтирования вспомогательного контакта БК1 в схеме предусмотрены рубильники P1, Р2, РЗ.
Существенным недостатком рассмотренной схемы АВР является то, что контактор рабочего питания К1 постоянно включен и удерживается своей втягивающей обмоткой, что приводит к излишним потерям электроэнергии. Кроме того, постоянно работающая магнитная система Ю создает излишний нагрев и вибрацию.
Для устранения отмеченного недостатка применяется специальная механическая защелка, удерживающая контактор во включенном положении при обесточенной втягивающей обмотке, а схема АВР дополняется промежуточным реле и изменяется, как показано на рисунке 2.
Контактор К1 в нормальном положении включен и удерживается механической защелкой. Цепь обмотки контактора К1 разомкнута вспомогательным контактом БК2. Реле РП находится под напряжением, его контакт РП.1 замкнут, а контакты РП.2 и РП.З разомкнуты. При исчезновении напряжения со стороны рабочего питания реле РП возвращается, при этом замыкается его контакт РП.З и создается цепь на включение контактора К2. Включаясь, контактор К2 освобождает защелку, удерживающую К1 во включенном положении; последний отпадает и дает возможность контактору К2 завершить включение. Контактор К2, включившись, удерживается своей втягивающей обмоткой, цепь которой помимо контакта РПЗ реле РП будет дополнительно замкнута вспомогательным контактом БК1 (для повышения надежности).
При восстановлении напряжения на рабочем источнике реле РП сработает и контактом РП1 подаст напряжение на обмотку К1. В начале хода на включение К1 разомкнется его вспомогательный контакт БК1 и снимет напряжение с контактора К2, который отключится и позволит включиться контактору К1. Для надежного включения К1 вспомогательный контакт БК2 в цепи его втягивающей обмотки должен размыкаться в самом конце хода контактора на включение.
Рассмотренная схема могла бы правильно работать и без контакта РП1, который введен для обеспечения однократности срабатывания АВР в случае сгорания обмотки реле РП. Термическая стойкость реле РП повышается с помощью добавочного резистора Яд, зашунтированного при отпавшем положении реле его контактом РП2.
На рисунке 3 приведена схема сетевого АВР двустороннего действия. Линия ЛЗ, связывающая две подстанции А и Б, нормально включена только на подстанции А и находится под напряжением. На обеих подстанциях к линии ЛЗ подключены промежуточные реле РП1 и РП2, которые при наличии напряжения держат свои контакты разомкнутыми.
В случае исчезновения напряжения на линии Л1 и шинах подстанции А отключатся контакторы К1 и К2. Исчезнет напряжение и на линии ЛЗ. Реле РП2 на подстанции Б, которое при этом также останется без напряжения, замкнет контакты РП2.1 и РП2.2 и подаст напряжение на обмотку контактора К4 через замкнутые контакты БК3.1 и БК3.2 включенного контактора КЗ. Контактор К4 включится и подаст напряжение на линию ЛЗ от подстанции Б. На подстанции А это напряжение через замкнувшиеся вспомогательные контакты БК1.3 и БК1.4 контактора К1 попадет на обмотку контактора К2, который при этом включится и подаст напряжение на шины подстанции А от линии ЛЗ.
При восстановлении напряжения на линии Л1 контактор К1 включится и, размыкая вспомогательные контакты БК1.3 и БК1.4, разомкнет цепь удерживающей обмотки контактора К2, который при этом отключится, и линия ЛЗ вновь останется под напряжением, но теперь со стороны подстанции Б.
Если в исходной схеме исчезнет напряжение на линии Л2 и шинах подстанции Б, то отключится контактор КЗ и своими вспомогательными контактами БКЗ.З и из БК3.4 подаст на обмотку контактора К4 напряжение от резервной линии. Контактор К4 включится и подаст напряжение на шины подстанции Б от подстанции А по линии ЛЗ.
Схема АВР, приведенная на рисунке 3, будет обеспечивать восстановление питания потребителей, действуя аналогично описанному выше, и в случае, если в исходном режиме линия ЛЗ будет находиться под напряжением со стороны подстанции Б.