Монтаж и ревизия разъединителей
Разъединители служат для видимого разрыва цепи, что выполняется без нагрузки, так как они не имеют дугогасящих устройств. Разъединители изготавливают для наружной или внутренней установки, а также однополюсные и трехполюсные. Управление трехполюсными разъединителями, как правило, осуществляется с помощью специальных приводов, состоящих из собственно привода и системы рычагов, устанавливаемых таким образом, чтобы при управлении разъединителями можно было видеть положение ножей, что необходимо по условиям техники безопасности. Однополюсные разъединители отключаются специальными изолированными штангами (с крючками на конце) за ушки (зацепы), имеющиеся на ножах разъединителей; каждый полюс (нож) отключается отдельно.
Разъединители для внутренней установки имеют в обозначении типа букву В, например РВФ — 10/1000, где Р — разъединитель, Ф — с фарфоровыми изоляторами, плоскими контактами, трехполюсный на 10 кВ и 1000 А (вес 60 кг). При контактах линейного касания вводится буква Л, а если аппарат однополюсный — и буква О (РВЛО).
Разъединители на токи 3000 А и более имеют профильную, коробчатую форму контактов, что обозначается буквой К (РВК); исходя из больших усилий, необходимых при включении, для них применяют приводы с червячной передачей (ПЧ-50, вес 25 кг), а иногда электродвигательные (моторные — МРВ, вес 100 кг). Для остальных типов трехполюсных разъединителей предусматривается применение ручного привода типа ПР-3 (вес 4 кг).
Приводы с боковым сочленением (расположение тяги спереди) применяются при установке их и разъединителей на одной стороне поверхности стены (например, в щитовых помещениях).
Установка привода и соединение его с трехполюсным разъединителем в стальной камере с креплением тяги сзади показаны на рис. 1. Все детали соединения разъединителей и приводов к ним, а также их размеры и технические данные выбираются из каталогов.
Рисунок 1 Соединение привода с разъединителем
Для фиксации верхнего и нижнего положения рукоятки привода, что соответствует полностью включенному и отключенному на заданный угол положению ножей разъединителя, служит специальный стопор с пружиной (фиксатор).
Валик фиксатора входит в отверстие рукоятки, в ее предельных положениях. Тяга, представляющая собой водогазопроводную трубу диаметром 3/4 дюйма (для разъединителей до 1000 А) или 1-1,5 дюйма (для разъединителей на ток свыше 1000 А), соединяется посредством вилок с рычагом привода и разъединителя. Вилка 1 соединяется с тягой 2 при помощи промежуточной шпильки, одна сторона которой приварена к тяге, а другая закреплена на резьбе в вилке и дополнительно зафиксирована контргайкой. С рычагами вилка соединяется при помощи валика, зашплинтованного с двух сторон. Регулировкой добиваются нужного угла раствора ножей (изменяют положение рычагов на валу разъединителя, на секторе привода, навинчивают вилки на шпильку и т. д.).
После окончания регулировки просверливают рычаг и вал разъединителя насквозь и с помощью конусной развертки делают конусное отверстие, в которое забивается легкими ударами молотка конусная стальная шпилька.
Конусная шпилька (диаметром 6 на 8 мм) выходит в обе стороны рычага на 5-10 мм — что дает возможность легко ее выбивать. Если по вертикали оси симметрии привода и разъединителя не совпадают, разрешается производить небольшое изгибание тяги или удлинить вал разъединителя.
Тяга во избежание возможных касаний токоведущих частей при ее аварийном обрыве должна перемещаться не выходя за пределы П-образной стальной скобы (тяголовителя). Скоба крепится к стене, каркасу камеры. Когда привод требует больших усилий, вместо одной монтируют две более короткие тяги, взаимно перпендикулярно соединяя их между собой специальным угловым рычагом 8 (рис. 1). Все детали, кроме тяг, должны быть заблаговременно заказаны и поставляются заводом изготовителем, так как в противном случае их приходится делать на месте.
Сигнализация положения разъединителя или выключателя осуществляется с помощью так называемых сигнальных блок- контактов типа КСА. Они выпускаются на четное число цепей — от двух (КСА-2) до 10 (КСА-10) — и помещаются в металлическом кожухе, который крепится возле привода разъединителя (рис. 1).
Из кожуха выходит конец вала с укрепленным на нем рычагом, имеющим отверстия для регулировки угла поворота. Рычаг соединяется с рукояткой привода разъединителя при помощи тяги, представляющей собой обычно стальную полоску шириной 10-20 мм, толщиной 2 мм или стальную проволоку (шпильку) диаметром 4-6 мм.
К разъединителям предъявляются такие требования:
1.Привод разъединителя и вся система передач должны работать четко, без затираний; все детали следует прочно закрепить.
2.Холостой ход рукоятки привода, вызванный зазорами и упругими деформациями всей системы передач от рукоятки привода до ножей, не должен превышать 5°.
3.Запирающее приспособление (фиксатор положения) должно работать четко и надежно, а привод — автоматически запираться в крайних положениях.
4.Необходимо, чтобы ножи разъединителей при включении не доходили до упора на 3-5 мм и правильно (по центру) попадали в неподвижные контакты, без ударов и перекосов.
5.Угол поворота ножа должен быть в пределах, установленных заводом-изготовителем.
6.Неодновременность включения ножей трехполюсных разъединителей не должна превышать 3 мм при измерении этого расстояния между ножом и неподвижным контактом.
7.Поверхностные контакты должны иметь не менее трех точек касания, не лежащих на одной прямой линии, а линейные — не менее двух линий касания. Проверка контактов выполняется щупом толщиной 0,05 мм, шириной 10 мм, который не должен проходить более чем на 5 мм внутрь поверхностного контакта либо вдоль контактной линии (при линейном контакте). Трущиеся поверхности ножей и неподвижных контактов зачищаются личным напильником и смазываются тонким слоем чистого технического вазелина.
8.Жесткое зажатие контактных пружин разъединителей не допускается. Между витками спиральных пружин или между пластинами плоских пружин при выключенном положении ножа должен быть зазор не менее 0,5 мм.
Кроме того, проверяют отсутствие кривизны ножей, дефектов в фарфоровых изоляторах и тягах (как при ревизии опорных и проходных изоляторов).
Достаточность нажатия в контактах может быть проверена путем замеров вытягивающих усилий на ножах с помощью динамометра. Обычно такие замеры во время монтажа не производят.
Опорные конструкции для разъединителей могут изготавливаться из угловой стали (50 x 50 x 5 или 60 х 60 х 6 мм). На рис. 1 показана установка разъединителя в стальной камере. В этом случае в камере предусматриваются поперечные угольники, к которым рама разъединителя крепится болтами или же к раме приваривается конструкция, на которой ранее был смонтирован разъединитель.
Разъединители устанавливают вертикально, наклонно или горизонтально. В настоящее время даже одиночные разъединители (на шинных мостах, в щитовых помещениях), обычно поставляются на монтаж вместе с конструкциями — блоками, заготавливаемыми в МЗУ.
Монтаж разъединителей содержит такие операции:
1) разметку, желательно с применением шаблонов;
2) подъем и установку разъединителя на рабочее место;
3) выверку по осям симметрии камеры и закрепление плиты разъединителя на предварительно установленные конструкции;
4) регулирование хода ножей и проверку контактов;
5) установку привода и промежуточных подшипников;
6) сочленение разъединителя с приводом и блок-контактами;
7) общую регулировку разъединителя, привода и блок-контактов; смазку трущихся частей;
8) заземление разъединителя и привода.
После окончания работ делают подряд 20-30 включений, чтобы проверить правильность монтажа. Кроме того, в соответствии с ПУЭ производят:
1. Проверку разъединителей (их изоляторов) повышенным напряжением промышленной частоты.
Таблица 1 Испытание трансформаторов тока повышенным напряжением
Для многоэлементных разъединителей такое испытание проводят по частям.
2. Проверку сопротивления изоляции тяг и рычагов, сделанных из органических материалов, производят мегомметром на 2,5 кВ. Оно должно быть не менее 1000 МОм при номинальном напряжении разъединителя до 10 кВ и 3000 МОм — при напряжении 15-150 кВ.
3. Определение напряжения срабатывания и проверку действия разъединителей, укомплектованных электрическими и электропневмоническими приводами.