Однофазный конденсаторный двигатель

Асинхронные конденсаторные двигатели



Статор асинхронного конденсаторного двигателя имеет в своей конструкции две обмотки с равным количеством пазов и сдвинутых относительно друг друга на 90 градусов. Одну из обмоток является главной и включается непосредственно в однофазную сеть, а вторая обмотка является в данном случае вспомогательной и включают в эту же сеть через рабочий конденсатор Сраб (рис. 1, а).

Однофазный конденсаторный двигатель

Рисунок 1. Конденсаторный двигатель:
а — с рабочей емкостью, б — с рабочей и пусковой емкостями, в — механические характеристики; 1 — при рабочей емкости, 2 — при рабочей и пусковой емкостях

Отличительной особенность от однофазного асинхронного двигателя является то, что в асинхронном конденсаторном двигателе вспомогательная обмотка после пуска не отключается и остается включенной в течение всего периода работы. Ёмкость Сраб при этом создает фазовый сдвиг между токами Iа и Ib.

Асинхронные конденсаторные двигатели обладая достаточно высокими коэффициентом полезного действия и коэффициентом мощности (соs φ = 0,80 ÷ 0,95) имеют неудовлетворительные пусковые свойства, так как емкость Сраб обеспечивает круговое поле лишь при расчетной нагрузке, а при пуске двигателя поле статора эллиптическое. Пусковой момент при этом не превышает 0,5 Нм.

Для увеличения пускового момента параллельно емкости Сраб включают дополнительную емкость Спуск — пусковой конденсатор (рис.1, б).

По окончании пуска емкость Спуск следует отключать, так как при небольших скольжениях в цепи обмотки статора, содержащей емкость С и индуктивность L, возможен резонанс напряжений, из-за чего напряжение на обмотке и на конденсаторе может в два-три раза превысить напряжение сети.

Однофазный конденсаторный двигатель

Рисунок 2. Схемы включения двухфазного двигателя в трехфазную сеть

Конденсаторные двигатели иногда называют двухфазными, так как об-мотка статора этого двигателя содержит две фазы. Двухфазные двигатели могут работать и без конденсатора или другого ФЭ, если к фа¬зам обмотки статора подвести двухфазную систему напряжений (два напряжения, одинаковые по значению и частоте, но сдвинутые по фазе относительно друг друга на 90°).

Для получения двухфазной системы напряжений можно воспользоваться трехфазной линией с нулевым проводом, включив обмотки статора так, как показано на рис. 2, а: одну обмотку — на линейное напряжение UAB, а другую — на фазное напряжение Uc через автотрансформатор AT (для выравнивания значения напряжений на фазных об¬мотках двигателя).

Возможно включение двигателя и без нулевого провода (рис. 2, б), но в этом случае напряжения на обмотках двигателя будут сдвинуты по фазе на 120°, что приведет к некоторому ухудшению рабочих свойств двигателя.