Погрузка, транспортировка и выгрузка трансформаторов

Погрузка, транспортировка и выгрузка трансформаторов

На стадии подготовки предприятие-заказчик должно поставить на монтажную площадку необходимое подъемно-транспортное, такелажное, инвентарное оборудование, обеспечить наличие электроэнергии, материалов, инструментов и приспособлений, а также готовность фундаментов с рельсовыми путями.




Поскольку трансформаторы имеют большие массы, в их монтаже значительное место занимают такелажные работы.

Трансформаторы I — III габаритов перевозят полностью собранными и залитыми маслом до нормального уровня, за исключением трансформаторов мощностью от 2600 кВ А, которые транспортируют с демонтированными радиаторами. Перевозку трансформаторов осуществляют, как правило, железнодорожным или автомобильным транспортом соответствующей грузоподъемности (автомашинами, тракторными прицепами и др.); на шоссейных или грунтовых дорогах допускается применять специальные сани, конструкция которых должна соответствовать нормам на перевозку, схемам погрузки и способам крепления на безрельсовом транспорте.

Перевозка трансформаторов волоком или на металлических листах запрещается.

Выгрузку трансформаторов производят подъемными кранами. Сняв все распорки, упоры и растяжки, укрепляющие трансформатор на платформе, его поднимают за четыре крюка, приваренных к стенам бака, а небольшой трансформатор — за подъемные рамы на крышке.
Стропы для подъема трансформаторов подбирают такой длины, чтобы угол расхождения их ветвей не превышал 60°, а угол наклона к вертикали — 30°. Увеличение угла расхождения стропов и наклона к вертикали вызывает усиление натяжения. При невозможности выполнения этого условия применяют траверсу.

В местах соприкосновения стропов с острыми краями груза необходимо подкладывать прокладки для предохранения тросов от перетирания. Последние не должны касаться выступающих частей трансформатора (вентилей, радиаторов, вводов, выхлопной трубы и др.). Сначала делают пробный подъем трансформатора на высоту до 200 мм, затем опускают его на место и, если не обнаружено никаких отклонений, приступают к разгрузке.

Перед началом разгрузки необходимо убедиться, что масса разгружаемого трансформатора соответствует допустимой нагрузке крана, а также испытать его тормозные устройства. При отсутствии крана трансформаторы выгружают с помощью лебедок и домкратов.

После выгрузки и транспортировки трансформатор надо подготовить к монтажу или длительному хранению. Соблюдение условий доставки и хранения трансформаторов обеспечивает возможность их включения без предварительной сушки.

Трансформатор принимает заказчик вместе с представителем транспортирующей организации. При внешнем осмотре проверяют надежность его крепления на платформе, наличие и исправность комплектующих приборов и изделий по накладной поставщика и ведомости демонтажа, отсутствие вмятин на баке, радиаторах, расширителе, выхлопной трубе, герметичность уплотнений, целость сварных швов и фарфоровых вводов, а также сохранность пломб на всех кранах для масла. Результаты приемки оформляются актом.

Трансформаторы, транспортируемые с завода с установленными расширителями и заполненные маслом, хранят как резервные, подготовленные к эксплуатации: проверив уровень масла в расширителе, при необходимости доливают его; периодически, открыв пробку грязевика расширителя, выпускают скопившиеся там осадки; проверяют электрическую прочность масла и при необходимости очищают его.
На трансформаторах, транспортируемых заполненными маслом ниже уровня крышки (от 100 до 200 мм), но с демонтированными расширителями, необходимо установить расширитель не позднее чем через 6 мес. после отправки с завода-изготовителя и долить чистое сухое масло.
Проверяют также нет ли примесей в масле, залитом и находящемся в баке трансформатора.

Если срок хранения трансформатора превышает 6 мес., устанавливают расширитель временно и доливают в трансформатор масла, при этом монтируют воздухоосушитель, через который полость расширителя будет сообщаться с окружающим воздухом. В период хранения следует также контролировать уровень масла в расширителе и при необходимости доливать его. При хранении трансформатора более года надо не реже одного раза в 3 мес. производить испытание пробы масла на электрическую прочность (пробой).

Герметичность уплотнений проверяют перед началом монтажа или перед доливкой масла. Если трансформатор транспортировался с расширителем и заполненный маслом, то о герметичности его уплотнений можно судить по отметкам маслоуказателя.

До проверки герметичности не разрешается подтягивать уплотняющие болты. Герметичность трансформаторов, транспортировавшихся с маслом, но без расширителя, проверяют по давлению масла в течение 3 ч, для чего устанавливают на крышке трубу высотой 1,5 м и диаметром 1… 1,5″ с резьбой и уплотняющей гайкой на нижнем конце и воронкой на верхнем. Трансформатор считают герметичным, если при проверке не наблюдалось течи в местах, расположенных выше уровня масла. Допускается также проверка путем создания в баке избыточного давления 15 кПа. В этом случае трансформатор считается герметичным, если за 3 ч давление понижается не более чем на 2 кПа.

Радиаторы должны храниться под навесом. Надо помнить, что внутреннее ржавление устранить невозможно, поэтому необходимо проследить за надежностью уплотнения их торцов заглушками с резиновыми прокладками.

Расширитель, поступивший отдельно, при невозможности немедленной его установки на трансформатор следует освободить от остатков масла, промыть сухим маслом и тщательно уплотнить все его пробки и заглушки. Вспомогательную аппаратуру (газовое реле, термометры, оборудование для охлаждающего устройства, запасной изоляционный материал) хранят в закрытом сухом месте в заводской упаковке.
Выхлопную трубу, каретку с катками и другие детали, транспортируемые без специальной упаковки, можно хранить на деревянных настилах под навесом, защищающим их от прямого попадания осадков.

При приемке в монтаж трансформаторы тщательно осматривают. Проверяют крепления, целость сварных швов, отсутствие течи масла из бака, комплектность деталей (соответствие заводским упаковочным документам, спецификациям и техническим условиям на поставку). Осматривают и проверяют состояние радиаторов, вводов, расширителей, вспомогательных деталей и др. Убеждаются в отсутствии поломок, повреждений, заводских дефектов, а также в сохранности отделки и окраски, наличии пломб на масляных кранах. Поверхности фарфоровых деталей должны быть полностью покрыты глазурью, не иметь трещин и отбитых краев.

Приемка трансформатора в монтаж оформляется соответствующим актом. Одновременно заказчик получает техническую документацию завода-изготовителя: паспорт, протоколы испытаний, ведомость демонтажа и др.