Ревизия силового трансформатора

Ревизия силового трансформатора

Для проведения ревизии трансформатор устанавливают в горизонтальное положение, проверяют его герметичность и берут пробу масла на сокращенный анализ, а затем сливают его (начало ревизии). В процессе разборки снимают приводы переключателей напряжения, отключают подводы цепей от контакторов, ослабляют транспортные крепления, отключают обмотки от вводов и отсоединяют цепь заземления активной части на бак. Снимают крышку и вынимают активную часть или снимают колокол в трансформаторах с нижним разъемом бака.




Для подъема активной части применяют лебедки ручные или с электроприводом, блоки, тали с червячной передачей и универсальные, облегченные и многоветьевые стропы. У всех подъемных устройств и приспособлений перед началом работ необходимо проверить грузоподъемность и исправность тормозных устройств. В стропах не должно быть порванных проволок, сильно проржавевших мест, «барашков» и др. Приспособления для крепления строп к активной части предусмотрены конструкцией трансформатора в зависимости от его мощности.

Началом подъема активной части трансформатора считается момент вскрытия крышки бака или любого смотрового люка. Кратковременное вскрытие какой-либо заглушки, например для установки термометра, не учитывается при определении продолжительности осмотра.

После проверки правильности строповки и работы тормозных устройств поднимают активную часть на 100 — 200 мм, выдерживают ее в течение нескольких минут и снова опускают в бак. Затем снова поднимают ее на 200 — 300 мм выше уровня бака и подставляют противень для сбора масла.

Поднятую активную часть перемещают в сторону от бака и опускают на выкладку из шпал или досок, рассчитанную на полную ее массу.

При ревизии активной части проверяют состояние изоляционных прокладок, плотность сборки стали магнитопровода, затяжку всех болтовых креплений, состояние и крепление обеих обмоток, отсутствие смещений и деформаций, надежность соединений, состояние изоляторов, действие переключателя. Одновременно с устранением обнаруженных неисправностей (подпрессовкой, подтяжкой болтов и гаек и др.) производят необходимые измерения.

Дефектом бака является течь масла. Места просачивания следует помечать мелом на баке, заполненном разогретым маслом. Как показывает практика, единственным надежным средством устранения течи является заваривание бака. Попытки применения различных клеев и замазок не дали положительных результатов. Проверка бака производится при слитом масле. Сварка выполняется на промытом баке. Заваренные места закрашивают мелом, а с другой стороны смачивают керосином. Если керосин проступает на меловой обмазке, выполненная сварка не пригодна.

После ремонта бака очищают его раму от ржавчины и остатков старых уплотнений. Поврежденные прокладки заменяют новыми из маслоупорной резины или других видов уплотнителей. Резиновые прокладки устанавливают на резиновом клее по протертой бензином поверхности. Пробковые, клингеритовые и другие прокладки устанавливают на любом маслостойком лаке.

Внутреннюю поверхность и дно бака очищают от грязи и промывают сухим трансформаторным маслом. Радиаторные краны осматривают, очищают и плотно закрывают. В подготовленный бак плавно опускают активную часть, строго соблюдая горизонтальность положения ее на стропах (при обнаружении загрязнения обмоток активную часть предварительно промывают сухим трансформаторным маслом).

После фиксации в баке активной части присоединяют концы обмоток трансформатора к вводам и электрической цепи, ранее отключенным от контакторов, в соответствии с маркировкой. Восстанавливают цепь заземления активной части на бак. Вынимают из баков привод устройства регулирования напряжений и валы, хранящиеся во время ревизии в масле, и устанавливают их на трансформаторе по заводским рискам, нанесенным на их конусных дисках. Проверяют работу контакторов. Снимают циклограмму переключающего устройства и заливают бак контакторов сухим маслом с пробивным напряжением не менее 30 кВ. Проверив качество резиновой прокладки в разъеме бака, устанавливают крышку трансформатора и крышки всех люков, открытых при ревизии, обеспечивая их герметичность затяжкой резьбовых соединений на прокладках.

В заключение ревизии трансформатор заливают маслом. Заливку трансформатора, рассчитанного на напряжение до 35 кВ, производят без создания вакуума маслом с температурой не ниже 1 °С и при температуре активной части превышающей температуру масла.

Транспортируемые отдельно расширители, выхлопные трубы и радиаторы испытывают и промывают на месте монтажа только в случае обнаружения повреждений или нарушения герметизации. Радиаторы промывают трансформаторным маслом и испытывают давлением масла в трубе, равной по высоте расстоянию от нижней точки крепления радиатора до верхней точки маслорасширителя плюс 0,5 м. Продолжительность испытания 30 мин. При появлении течи дефектное место заваривают автогеном, и испытание повторяют. После испытаний радиаторы промывают подогретым до 40…50°С трансформаторным маслом с помощью центрифуги (сепаратора) или фильтр-пресса до исчезновения следов грязи на его фильтровальной бумаге. Фланцы радиаторов закрывают заглушками на прокладках. Для проверки сварных соединений маслоуказателя и расширителя сливают через грязевик имеющиеся в нем остатки масла и промывают его внутреннюю поверхность сухим и чистым маслом. Пробки и масломерное стекло прополаскивают в масле. Проверяют наличие контрольных полос, соответствующих уровням масла при 35, 15 и 35 °С. Внутреннюю полость расширителя очищают от ржавчины и тщательно промывают сухим маслом.

Чистку расширителя трансформаторов последних конструкций производят через съемную боковую крышку. Затем проверяют исправность стеклянной мембраны, выхлопной трубы, уплотнения, надежность мест сварки. Неисправную мембрану заменяют новой, вырезанной из стекла толщиной 2,5…4 мм. Внутреннюю поверхность выхлопной трубы очищают от пыли и ржавчины. С нижнего

ее фланца удаляют старые уплотнения и проверяют пробку для выпуска воздуха, находящуюся под верхним фланцем. После этого испытывают герметичность трубы, заполняя ее трансформаторным маслом в течение 3 ч.