Виды повреждений и ненормальных режимов трансформаторов от которых следует предусматривать защиту
Основными видами повреждений в трансформаторах и автотрансформаторах являются:
— замыкания между фазами внутри трансформатора и на наружных выводах обмоток;
— замыкания в обмотках между витками одной фазы (витковые замыкания);
— замыкания на землю обмоток или их наружных выводов;
— повреждения магнитопровода трансформатора, приводящие к появлению местного нагрева и «пожару стали».
Для ограничения размера разрушения релейная защита от повреждений в трансформаторе должна действовать быстро (t=0,05-0,1 с).
Защита от повреждений осуществляется токовой отсечкой, дифференциальной и газовой защитой.
Наиболее частым ненормальным режимом работы трансформаторов является появление в них сверхтоков, то есть токов, превышающих номинальный ток обмоток трансформатора.
Сверхтоки в трансформаторе возникают при внешних КЗ, качаниях и перегрузках.
Защита от внешних КЗ осуществляется при помощи максимально токовой защиты (МТЗ), МТЗ с блокировкой минимального напряжения, дистанционной защитой, токовой защитой нулевой и обратной последовательностей. В зону действия релейной защиты от внешних КЗ должны входить шины подстанций (1- участок) и присоединения, отходящие от этих шин (2-й участок). Эти защиты являются также резервными от повреждений в трансформаторе.
К ненормальному виду режима также относится и перегрузка, повышение напряжения (для автотрансформаторов 500 кВ и выше), неполнофазный режим, понижения уровня масла в баке трансформатора, перегрев масла.