Высоковольтные выключатели ревизия и монтаж

Высоковольтные выключатели являются ответственными коммутационными аппаратами, способными замыкать и размыкать цепь высокого напряжения без нагрузки, под нагрузкой и при коротких замыканиях. По характеру среды, в которой производится гашение дуги, выключатели делятся на воздушные, автогазовые и масляные. Последние имеют наибольшее применение в сетях напряжением до 35 кВ и в свою очередь делятся на выключатели с большим объемом масла (баковые) и малым (горшковые).

Масляные выключатели с большим объемом масла (баковые) взрывоопасны, а поэтому устанавливаются в специальных бетонных «взрывных» камерах. Выключатели же с малым объемом масла (горшковые) имеют значительно меньший вес, габариты, невзрывоопасны; их чаще всего размещают в металлических камерах (КРУ, КСО). В основном применяются выключатели горшкового типа; баковые выключатели используют только в установках с частыми включениями и отключениями (электрические печи, экскаваторы и т. д.).

Контактная система выключателей состоит из подвижных и неподвижных контактов, которые при включении создают электрическое соединение, плотно сжимаясь. При отключении подвижные контакты отходят от неподвижных за счет действия пружин, а в некоторых типах выключателей (например, ВМБ-10) — еще и за счет веса подвижных частей.

Различают следующие типы контактов: торцевые (у баковых выключателей ВМБ-10, ВМ-35); розеточные (у горшковых ВМГ-133, ВМП-10, МГГ-10); пальцевые (рабочие контакты у МГГ-229).

 

Буквенные обозначения в типах масляников:

В – выключатель;
М – масляный;
Б – баковый;
Г – горшковый;
Г (в конце, повторное) — генераторный;
П — подвесной.

Например, ВМП-10- 600/350 — выключатель масляный, малогабаритный, подвесной, напряжением 10 кВ на номинальный ток 600 А, номинальная мощность отключения при 10 кВ — 350 МВА (вес без масла — 140 кг, с маслом — 144,5 кг).

Регулировка и ревизия контактов всех выключателей заключается в проверке нажатия, хода и одновременности включения (касания) по отдельным фазам. Контакты должны иметь также определенные скорости расхождения при отключении. В контактах у выключателя ВМБ-10 нажатие должно быть 25-30 кг, а у ВМГ-133 — 8 кг. Соответственно ход в контактах 12-13 и 40-25 мм.

Кроме рабочего хода, предусматривается некоторый запасный ход, не допускающий «проскакивания» за счет инерции подвижных масс выключателя. «Проскакивание» может вызвать удары по деталям, к которым крепится подвижный контакт, и разрушить их. Величина запасного хода для ВМБ-10 составляет 3-5 мм, а для ВМГ-133 25-30 мм.

Величины переходного сопротивления контактов также нормируются и составляют для выключателя ВМБ-10 на 200 А — 300350 мкОм, а для ВМГ-133 на 600 А -150 мкОм и т.д.

Максимальная скорость движения траверсы (контактов) при отключении – соответственно 2,6 и 3,5 м/сек, а в момент расхождения контактов — 1,4 и 1,75 м/сек. Обычно замеры переходных сопротивлений и скоростей отключения проводятся во время наладки, после окончания электромонтажных работ. Величина скорости в любой момент времени может быть определена с помощью электромагнитного вибрографа (рис. 1), укрепляемого, например, на подвижном контакте (штанге) выключателя ВМГ или на его раме. Соответственно на его раме или штанге укрепляется металлическая пластинка с лентой бумаги, длиной равной ходу выключателя.

Рисунок 1 Электромагнитный виброграф

Рисунок 1 Электромагнитный виброграф

Подключенный к сети промышленной частоты виброграф записывает во время движения выключателя на ленте синусоидальную кривую, по которой определяется скорость движения на данной длине, при известном времени (частоте сети). Более подробные данные о регулировке выключателей того или иного типа приводятся в каталогах и заводских инструкциях.

 

Ревизия и регулировка выключателей содержит, кроме вышеуказанного, проверку отдельных деталей выключателя. Так, у выключателя ВМБ-10 (вес без масла 115-150 кг) проверяют:

1) наличие предохранительных сминающихся трубок — II (рис. 2) которые в момент давления газов, превышающего расчетное, создают щель между крышкой и баком (для выхода газов);

Рисунок 2 Установка выключателя типа ВМБ-10 с приводом ППМ-10

Рисунок 2 Установка выключателя типа ВМБ-10 с приводом ППМ-10

2) наличие и состояние электрокартона, изолирующего внутренние стенки бака;

3) расстояние по вертикали между контактами в отключенном состоянии (90±2 мм);

4) междуфазное расстояние (внутри бака) между осями подвижных и неподвижных контактов (102±2 мм);

5) расстояние между центрами подвижных контактов (на траверсе) и неподвижных (на изоляторах), которое должно быть для крайних фаз 268 мм, для средних — 174 мм;

6) угол поворота вала выключателя при включении по часовой стрелке (98 ±3);

7) исправность устройства (блочки, лебедка, трос) для подъема бака.

СНиП предъявляет следующие требования к монтажу выключателей и приводов к ним:

1.Установка, сборка и регулировка выключателей производится по действующим заводским и монтажным инструкциям.

2.Выключатели и приводы устанавливают строго по уровню и отвесу, закрепляя на основаниях так, чтобы их крепления надежно противостояли возникающим при работе динамическим усилиям.

3.Приводы должны свободно включаться и отключаться, не иметь перекосов и слабин. Положение привода «полностью включенный» должно соответствовать такому же положению выключателя.

4.Болтовые соединения привода выключателя, приводного механизма, подвижных и неподвижных контактов, дугогасительного устройства обязательно

5.Включение должно производиться без резкого удара, при нормальном сжатии пружин и надежном зацеплении привода.

6.Ревизию контактов у дугогасительного устройства (проверка давления, хода подвижной контактной системы) необходимо проводить согласно нормам завода-изготовителя, причем:

а) поверхность соприкосновения подвижных и неподвижных контактов должна составлять не менее 70% всей контактной поверхности. Поверхности контактов должны быть ровными и тщательно зачищеннымы;

б) дугогасительные и главные контакты следует отрегулировать на одновременность замыкания и размыкания в пределах одной фазы (рис. 3) и между собой.

Рисунок 3 Схема проверки одновременности замыкания контактов масляного выключателя

Рисунок 3 Схема проверки одновременности замыкания контактов масляного выключателя

Соединение выключателя ВМБ-10 с приводом осуществляется при помощи специальной шарнирной муфты и промежуточного диска с вырезами. Шарнирная муфта (рис. 4) состоит из вилки 1 (полумуфты), закрепляемой на валу привода после регулировки, диска 3 и вилки 4 выключателя, жестко закрепляемой при помощи конусной шпильки на валу выключателя. Промежуточная вилка снабжена зажимными болтами 5, позволяющими в небольших пределах регулировать ход контактов выключателя. На рис. 2 показана установка на кронштейнах выключателя с приводом ППМ-10 (вес 110 кг).

Рисунок 4 Шарнирная муфта

Рисунок 4 Шарнирная муфта

Выключатель укрепляют на высоте, равной высоте бака, плюс 200-300 мм — это дает возможность опустить бак с маслом и проверить внутреннюю часть выключателя. Регулировку и ревизию выключателей проводят после их установки проводят после их установки, при опущенном баке. Для установки желательно применять угловую сталь размерами не менее 65 х 65 х 6 мм, так как при меньших размерах возникает вибрация при отключениях и включениях. Выключатели можно устанавливать на вмазанных, пристреливаемых и съемных опорных угольниках, на п-образных и г-образных стойках, закрепленных в полу и т. п.

При установке разных типов приводов на выключателях установочные размеры, диаметры отверстий и т. п. выбираются из каталогов, инструкций. На место монтажа выключатели доставляются обычно в собранном виде, укомплектованными на МЗУ необходимыми опорными конструкциями.

У выключателя ВМГ-133 (вес без масла около 200 кг) проверяют:

1) совпадение по одной вертикальной оси цилиндра, контактного стержня и тяги;

2) исправность маслоуказателей, сообщаемость их с баками, отсутствие течи масла,

действие шариковых клапанов между рабочим цилиндром и расширительной камерой;

3) соответствие маркировки рамы и цилиндров;

4) размер входа стержня в розеточный контакт (40-45 мм); расстояние от стержня во включенном состоянии до дна розеточного контакта (25-30 мм);

5) размер входа в бак стержня (250 ± 5 мм);

6) расстояние между осями фаз (250 ± 5 мм);

7) ограничение поворота вала при отключении (упор среднего рычага в головку бойка масляного буфера) и при включении (упор в головку пружинного буфера – поворот вала на 54);

8) сжатие пружинного буфера при включении — зазор между шайбой буфера и его корпусом — в пределах 0,5-1,5 мм;

9) одновременность касания стержневых контактов с розеточными, для чего в схеме (рис. 3) необходимы три лампы;

10) правильность установки дугогасительных камер согласно замерам (рис. 5).

Рисунок 5 Элементы ревизии выключателя типа ВМГ

Рисунок 5 Элементы ревизии выключателя типа ВМГ

Необходимый зазор между камерой и розеточным контактом Г = А — (Б + В). Если проверяемый размер «Г» больше положенного, то уменьшают толщину фанерного кольца, если же зазор меньше, то между кольцом и опорным бакелитовым цилиндром 5 прокладывают контрольную шайбу. Для проверки зазора без разборки цилиндра можно применять специальный щуп. Иногда, в случае повреждения розеточного контакта, производят разборку цилиндров.

 

Соединение выключателя с рычажным приводом, например ПРБА (вес 33 кг), производится с применением тех же элементов, что и при монтаже разъединителей, но иных габаритов и более жестких. Так, например, тяга выполняется из газовой трубы диаметром 1 дюйм. Установка выключателя сводится к разметке и креплению рамы его по уровню и отвесу на конструкции (болты М-16). Сами же конструкции могут привариваться к каркасам стальных камер, иногда к закладным деталям или пристреливаться к строительной поверхности. Конструкции должны иметь достаточную жесткость (сталь угловая 50 х 50 х 5, 60 х 60 х 6 мм). В случае крепления рамы штырями длина вмазываемой части должна быть 100-150 мм.

 

Перед установкой прошедшего ревизию выключателя проверяют свободное вращение в подшипниках его вала, заливают буфер чистым трансформаторным маслом на 10 мм выше поршня, смазывают техническим вазелином пружины. Затем раму поднимают при помощи тали или специальной треноги и устанавливают на опорной поверхности по уровню и отвесу. На раме должны быть заранее закреплены цилиндры и подвижные токоведущие контакты, а стержни соединены при помощи фарфоровых тяг с рычагами. Иногда эту операцию производят после установки рамы.

Трансформаторное масло заливают в баки выключателя (цилиндры) через отверстия в них, для чего токоведущие стержни нужно поочередно вынимать. При последующем опускании стержня в цилиндр следят за изменением уровня масла в маслоуказателе.

Выпускаемые в настоящее время (вместо ВМГ-133) выключатели типа ВМП-10 (вес без масла 140-160 кг) имеют по сравнению с ВМГ-133 ряд эксплуатационных преимуществ. Они поставляются заводом-изготовителем с электромагнитным приводом типа ПЭ-11 (вес 55 кг); возможно соединение выключателя с пружинным приводом типа ППМ-10, рычажным-типа ПРБА, соленоидным — ПС-10:

 

Элементы ревизии таких выключателей в некоторой мере сходны с выполняемыми для ВМГ-133. Так же выверяется с помощью отвеса вертикальное положение рамы выключателя, проверяется зазор пружинного буфера (0,5-1,5 мм, рабочий ход 22-23 мм), наличие трансформаторного масла в масляном буфере (емкость 0,55 кг, масло должно покрывать поршень в отключенном положении выключателя), одновременность касания контактов (рис. 3, включаются три лампы).

 

Для проверки хода подвижных контактов (240-245 мм), входа в розеточный контакт (выключатели до 1000 А от 55 до 63 мм, до 1500 А — 56 ± 4 мм) предусматривается в имеющееся резьбовое отверстие на торце подвижного контакта (сверху) ввинтить до упора контрольный металлический стержень диаметром 6 мм и длиной около 400 мм с резьбой на конце М6. Проверяется также угол поворота вала (87± 2), недоход его до крайнего включенного положения (не менее 4 мм) и т. д. в соответствии с заводской инструкцией.

На рис. 6 показана установка выключателя ВМП-10 с приводом ПЭ-11. Монтаж выключателя выполняется так же, как и ВМГ-133.

Рисунок 6 Установка выключателя ВМП-10 с присоединением шин сваркой

Рисунок 6 Установка выключателя ВМП-10 с присоединением шин сваркой

Для удобства подсоединения алюминиевых шин на МЗУ к алюминиевым выводам выключателя привариваются алюминиевые контактные пластины 11 (60 х 6 мм) длиной 70-80 мм. На месте монтажа к этим пластинам подсоединяется путем сварки ошиновка 12. Следует отметить, что такое подсоединение возможно применять и к другим аппаратам, имеющим алюминиевые вводы, к трансформаторам тока типа ТПОЛА, проходным изоляторам, реакторам (РБА) и т. п. Так как выводы имеют антикоррозийное покрытие, то зачистка их напильником, наждачной шкуркой недопустима (делается очистка бензином, спиртом).

 

Испытание масляных выключателей производится после их полной сборки и регулировки в следующем объеме:

1.Делают сокращенный анализ масла для баковых выключателей и проверку электрической прочности для всех.

2.Замеряют сопротивление изоляции мегомметром на 2,5 кВ подвижных направляющих частей, выполненных из органических материалов. Сопротивление изоляции должно быть не ниже 1000 МОм при рабочем напряжении 3-10 кВ и соответственно 3000 МОм при напряжении 15 ± 150 кВ.

3.Испытывают повышенным напряжением изолирующие детали выключателя.

4.Проверяют действие механизма свободного расцепления привода и срабатывания его при пониженном напряжении (наименьшее напряжение действия катушек отключения не менее 0,35 Uном и надежной работы — не более 0,65 Uном.

Напряжение надежной работы контакторов включения должно быть не более 0,8 Uном; при этом же напряжении должно быть обеспечено надежное включение привода.

5.Испытывают выключатель многократными включениями и отключениями (3-5 операций) при напряжении в момент включения на зажимах привода 0,8; 0,9; 1,0 и 1,1 Uном. При невозможности получить 1,1 Uном можно ограничиться тем максимальным напряжением, которое будет в сети (существующее).

6.Замеряют сопротивление контактов постоянному току: общее — для всей контактной системы (фазы) и для каждой пары рабочих контактов выключателя. Если сопротивление больше, чем приведено в табл. 1, то необходимо произвести дополнительную регулировку и зачистку контактов.

Так же измеряют сопротивление обмоток включающих и отключающих катушек, которое должно соответствовать заводским данным.

7.Для выключателей на напряжение 35 кВ и выше измеряют собственное время включения и отключения, а также время полного хода траверсы. Полученные результаты не должны превышать данных ПУЭ или заводских, более чем на 10%.

Монтажным персоналом обычно производятся проверки по пунктам 1, 2, 3. Остальные проверки делает наладочная группа или специальные лаборатории энергоснабжающих организаций. Кроме того, для выключателей на 35 кВ и выше производится испытание вводов (сопротивления изоляции, тангенс угла диэлектрических потерь, проверка повышенным напряжением), оценка состояния внутрибаковой изоляции и дугогасительных устройств.

Explore More

Сборка и установка трансформаторов

Сборка и установка трансформаторов Окончательная сборка трансформатора производится после заливки его маслом в следующем порядке: 1. Устанавливают постоянные вводы (перед заливкой трансформатора маслом, если не производилась сушка изоляции и не

Двигатель независимого возбуждения

Двигатель независимого возбуждения Содержание: Схема Условия пуска Регулирование скорости двигателя Разнос двигателя   Схема. Этот способ возбуждения требует наличия двух независимых источников питания. (рисунок 1) Изменение направления вращения осуществляется переключением

Монтаж магистральных шинопроводов

Монтаж магистральных шинопроводов Магистральные шинопроводы прокладывают по фермам, колоннам, стенам и балкам или на стойках, установленных на полу,- или подвешиваются под перекрытием.   Для прокладки шинопроводов по стенам и потолкам